Актуальные события
SHAPKA
Это интересно
Мир будущего уже не фантастика!

Буканова Н.Л.
Директор ГБОУ Гимназия № 1516


В настоящее время информационные технологии стали частью жизни современного человека. Еще совсем недавно мы записывались на прием к врачу, предварительно отстояв очередь к окошку регистратуры, а теперь с удовольствием пользуемся возможностями электронной записи через интернет. Всего лишь три-четыре года назад онлайн-платежи через интернет как минимум вызывали опасение, а сегодня с помощью информационных технологий многие люди совершают выгодные покупки, оплачивают коммунальные услуги и налоги, работают, общаются и, конечно, учатся. Именно в образовании информационные технологии наиболее ярко демонстрируют все свои актуальные возможности и, что важнее, весь свой стратегический потенциал.

Сегодня никого не удивишь электронными досками, проекторами, компьютерными рабочими местами учителей, разнообразным демонстрационным и лабораторным цифровым оборудованием, компьютерными классами. Всем этим богатством в школах пользуются ежедневно и успешно. Стали привычными электронные журналы, система «Проход и питание», цифровые образовательные ресурсы. Многие из этих информационных технологий появились два-три года назад. Такая ситуация вполне понятна, так как техническая составляющая информационных технологий - это компьютеры. А одним из законов развития компьютерного мира является эмпирический закон Гордона Мура, согласно которому новые микропроцессорные устройства, принципиально отличающиеся своими характеристиками, появляются каждые два года. Второй эмпирический закон, который также работает и в отношении информационных технологий в образовании, заключается в том, что возможностей имеющихся компьютеров и соответствующих технологий всегда немножко не хватает для решения поставленных задач.

А действительно ли у школ есть такие задачи, которые требуют регулярного вложения немалых средств в новые информационные технологии? Неужели недостаточно армии электронных досок, проекторов, электронных журналов, баз данных? Неужели действительно есть потребность в колоссальных трудозатратах по переподготовке педагогических кадров? Казалось бы, уже созданы все условия, для того, чтобы учить детей интересно, качественно, эффективно! А все равно опять нужно что-то еще!

Рассмотрим эту проблему на примере нашей гимназии.

ГБОУ города Москвы Гимназия № 1516 - победитель I Приоритетного Национального проекта «Образование», дважды внесена в Государственный Национальный реестр как ведущее образовательное учреждение России. С 2011-2012 учебного года Гимназия №1516 ежегодно входит в рейтинг лучших школ города Москвы, а по итогам 2014-2015 учебного года включена в список 500 лучших школ России, является победителем второго этапа проекта «Школа Новых Технологий».

Участие в проекте «Школа Новых Технологий» было призвано сформировать мотивационные условия и материальные ресурсы создания инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с различным уровнем мотивации, особыми образовательными возможностями и потребностями. Основой инновационной деятельности педагогического коллектива в этом направлении является реализация инновационного проекта «Открытое образование».

В настоящее время все учебные кабинеты Гимназии оборудованы видеокамерами с возможностью записи учебных занятий. Кроме того, предусмотрена функция дистанционного доступа к онлайн-просмотру урока для обучающихся, не имеющих возможности посещать школу. Очень востребована учениками и их родителями услуга просмотра записей учебных занятий для того, чтобы повторить пройденный материал либо просто еще раз побывать на уникальном авторском уроке.

Функция онлайн-доступа на мероприятия необходима и для участников уникальных традиционных массовых мероприятий Гимназии, которые проходят в спортивном или актовом зале. Эти помещения не позволяют вместить всех желающих посмотреть, например, новогоднюю Сказку, спектакли Недели театра, праздник проектов и исследований Интеллектуальная Биржа, игры Клуба знатоков. А в режиме онлайн-доступа стать зрителями могут мамы и папы, дедушки и бабушки, братья и сестры, друзья учеников. Здесь информационные технологии становятся великой объединяющей силой, которая распахивает двери Гимназии для всех, кто ищет добра и красоты. Очень ждут жители микрорайона того времени, когда появится возможность хранить записи этих мероприятий на новом мощном сервере Гимназии, их смогут просматривать ученики, родители, учителя.

Безусловно, «Открытое образование» - это очень дорогой проект, но затраты окупаются многократно прежде всего тем, что формируется современное информационное пространство Гимназии, отвечающее запросам детей, родителей, социума.

Еще один инновационный проект, успешная реализация которого также во многом зависит от качества и эффективности использования информационных технологий – это проект «От профильности к профессии», по направлениям «инженерный класс в московской школе» и «медицинский класс».

Выпускники Гимназии традиционно поступают в лучшие технические и медицинские ВУЗы страны, в том числе МГТУ им Н.Э. Баумана, МАИ, МАДИ, МАТИ, Академия ФСБ, ФКН ВШЭ, факультет ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова. Среди предметов по выбору ЕГЭ по физике и информатике очень популярны у выпускников Гимназии № 1516, ежегодно эти предметы выбирают не менее 30 % выпускников, среди них треть участников экзамена показывают результаты от 80 до 100 баллов.

Решение задачи обеспечения гарантированных равновысоких результатов учеников профильных классов, развития одаренности каждого ученика невозможно без использования передовых информационных технологий. К числу таких технологий относятся цифровые лаборатории, виртуальные практикумы, дистанционные обучающие системы и др. В Гимназии пока нет возможности обеспечить доступ всех учащихся к подобным практикумам через индивидуальные планшетные компьютеры. Однако мы работаем над решением этой проблемы, и педагогический коллектив уже прошел обучение в ряде тренингов по использованию подобных цифровых инструментов.

Стратегическая задача государства по развитию инновационной экономики не может быть решена без необходимого количества инженерных кадров. Подготовка таких кадров, несомненно, должна начинаться в школе. Успех привлечения детей в инженерные профессии во многом зависит от тех возможностей, которые ребенок получает на старте. Здесь информационные технологии действительно позволяют решить проблему дефицита практико-ориентированных задач, привлечения учеников к проектно-исследовательской деятельности по направлениям «Инженерные науки», «Математика», «Информатика и компьютерное моделирование». Именно по этим направлениям в марте 2016 г. в Гимназии с большим успехом прошел II тур Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ обучающихся. Среди наиболее успешных работ следует отметить проекты и исследования в области робототехники и информатики. Особенно хотелось бы обратить внимание на то, что победители конкурса по направлению «Информатика» представили работы в ключе суперкомпьютерной тематики. Это направление является сегодня наиболее актуальным в информационных технологиях, существует огромный дефицит специалистов в области программирования для высокопроизводительных вычислительных систем. В дальнейшем ожидается еще большая нехватка таких специалистов. Здесь роль школьного образования переоценить сложно. Специалисты в области суперкомпьютерных (уже не просто информационных и компьютерных, а именно: суперкомпьютерных) технологий чаще всего решают задачи с использованием технологий организации параллельных вычислений. В большинстве крупнейших мировых IT-компаниях считают, что необходимо формировать в человеке готовность к такого рода вычислениям как можно в более раннем возрасте. Причем подготовку эту требуется начинать срочно! В Гимназии № 1516 работа по внедрению элементов суперкомпьютерного образования в учебный процесс ведется с 2011-2012 учебного года. Высокая результативность обеспечивается прежде всего за счет тесной связи программ основного и дополнительного образования. Причем, программа дополнительного образования решает один из основных вопросов – вопрос мотивации. Безусловно, для решения задачи школьного суперкомпьютерного образования требуются также технические ресурсы и определенные затраты, включая обучение сотрудников. На всех этапах развития суперкомпьютерного образования в Гимназии № 1516 учеников и педагогов поддерживают сотрудники ВМК МГУ им М.В. Ломоносова, НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова, компании Intel. Педагоги Гимназии ежегодно участвуют в работе Международной летней суперкомпьютерной академии МГУ им. М.В.Ломоносова, Международной конференции Российские Суперкомпьютерные Дни и др. Рассматривается возможность открытия на базе Гимназии № 1516 первого в нашей стране центра школьного суперкомпьютерного образования. И это правильно! Обеспечение высокого качества образования и гарантированно равновысоких образовательных результатов возможно только с опорой на самые передовые достижения науки. А в области информационных технологий самые передовые - именно суперкомпьютерные!

Спускаясь с суперкомпьютерных небес, следует описать еще одну очень важную для Гимназии № 1516 проблему, решение которой тоже требует усилий с точки зрения информационных технологий. Это проблема общения, коммуникации всех участников образовательно-воспитательного взаимодействия. Казалось бы, в чем здесь проблема? Хотите общаться – общайтесь! В составе творческих или учебных коллективов, просто на переменах и т.д. На самом деле проблема есть. Ее удалось выявить группе учеников Гимназии, которые стали участниками конкурса «Школа IT–решений» в рамках проекта «Школа Новых Технологий». После обучающей сессии дизайн-мышления в компании Крок дети выяснили, что имеет место информационный голод и недостаточно гибкая система оповещения и коммуникации. Это особенность современного общества – информация приходит стремительно, еще стремительнее она меняется и не всегда удается ее отследить и успеть везде, где необходимо. Участники команды «Школа IT–решений» провели исследования и приняли решение о создании собственной корпоративной социальной сети Гимназии № 1516. Четыре месяца работы, обучения, консультаций с экспертами из компании Крок, руководителем проекта – студентом МГТУ им. Н.Э. Баумана прошли незаметно. Сегодня социальная сеть Гимназии № 1516 работает! Этой сетью пользуются ученики, учителя. И это один из самых ярких примеров того, что инвестиции в информационные технологии в образовании – совсем не роскошь! Это наша обязанность и одно из условий достижения личностных метапредметных результатов каждого ученика наряду с равновысокими предметными результатами. Закончить короткий рассказ об информационных технологиях в Гимназии № 1516 хотелось бы высказыванием Я.А. Коменского, человека из времени довольно далекого от информационных технологий, но без сомнения, умевшего смотреть в будущее.

Я.А. Каменский в книге «Выход за пределы школьных лабиринтов» говорит учителю об ученике: «Ты хочешь, чтобы он знал много? Показывай ему много. Если ты хочешь, чтобы он знал все, тогда и показывай все. Эта внутренняя доска обладает безграничной восприимчивостью; она всегда готова воспринять, если кто-нибудь захочет что-нибудь дорисовать. Но это достигается лишь тогда, когда ум постоянно многое видит, слышит, испытывает».




Актуальные события
Заседание дискуссионного клуба.
3 ноября в гимназии прошло заседание дискуссионного клуба в рамках открытого профсоюзного урока: «Достойный труд в 21 веке». (За что борются профсоюзы).
Участники клуба разделились на две команды – команду оптимистов и команду пессимистов, которые в формате дискуссии рассмотрели важные и интересные проблемы: в чем заключается функция профсоюза в современном обществе, как и какими методами отстаивают профсоюзы права граждан, какие из методов считать наиболее эффективными, в чем суть и цель пенсионной реформы.
Таким образом, заседание клуба было разделено на три тематических блока – раунда, которые оценивались зрителями, гостями и другими участниками по трем позициям: убедительность аргументации, корректность ведения беседы и умение полемизировать.

Подсчет результатов шел в on-line режиме и транслировался на экран. В результате с небольшим преимуществом победила команда пессимистов.

На заседании клуба присутствовали почетные гости: председатель территориально-профсоюзной организации работников науки и образования ВАО Тришина О.И., профессор Российской медицинской академии Фадеева Е.И., представитель Московской федерации профсоюзов Глухова С.А., председатель окружного совета Московской федерации профсоюзов по ВАО Васильева Л.В., председатель Территориальной организации Профсоюза работников здравоохранения ВАО города Москвы Кравцова В.И.

Проведенный урок был высоко оценен гостями дискуссионного клуба, которые также приняли участие в голосовании в рамках конкурса плакатов, посвященного профсоюзному движению.

Огромное спасибо учителям истории и обществознания Беловой Е.Б. и Сухоруковой И.Л., которые подготовили заседание дискуссионного клуба, а также ребятам, принявшим активное участие и проявившим свою гражданскую позицию!


Вы можете посмотреть и скачать наши фотоальбомы:




   скачать файлы-фото

   скачать плакаты