От первого лица
SHAPKA

От первого лица
Московское образование: мир уникальных возможностей.

Буканова Н.Л.
Директор ГБОУ Гимназия № 1516


Мы живем в удивительное время: на наших глазах мир стремительно меняется, а мы и наши дети становимся активными участниками этих изменений. Нам повезло жить в прекрасном городе, с огромными возможностями и ресурсами, городе сильных традиций и прорывных инноваций, городе, открытом для всех.

Меняться, отвечать запросам времени, а значит быть интересной для своих воспитанников, должна и современная школа. Школа сегодня перестала быть замкнутой системой, она является неотъемлемой частью огромного информационного, культурного, исторического пространства города. Следовательно, и задачи, стоящие перед нами, претерпели изменения. Сегодня мы должны не просто «передать» определенный набор знаний и умений нашему ученику просто потому, что современный учитель перестал быть «рупором», единственным источником информации, а стал, скорее «проводником» в информационном потоке.

Школьное образование в мегаполисе имеет как очевидные преимущества, так и свои недостатки. И, как это ни парадоксально, объединяет их одно понятие – избыточность информационной среды.

Опасности, таящиеся в избыточной информационной среде, очевидны:

  • открытый и практически не контролируемый доступ к интернет-ресурсам, содержащим пропаганду в том числе экстремизма и радикализма;
  • социальные сети и связанные с особенностями анонимизации риски и угрозы;
  • политическая ангажированность некоторых СМИ;
  • псевдообразовательные и псевдопросветительские ресурсы и т.д.

Очевидно также и то, что бороться с этими угрозами обычными методами нельзя. Ошибочно думать, что запреты, блокировки и фильтры уберегут подростка от влияния агрессивного информационного социума. Потому что современные дети, весьма «продвинутые» в информационно-коммуникационных технологиях, при желании легко обойдут самые изощренные фильтры и блоки. Глобализируются эти проблемы, естественно, в мегаполисе с его почти безграничными сетевыми коммуникациями.

Что же может и должна сделать современная школа для своего рода нейтрализации и минимизации этих угроз?

Во-первых, как это ни банально и старомодно может прозвучать, просветительская деятельность. Это должна быть системная, четко ориентированная на определенные возрастные группы, работа. Исходя из нашего опыта, можно с уверенностью утверждать, что начинать нужно, как это ни странно, с родителей обучающихся. Условно, родительская аудитория делится на две группы: молодые родители и родители средней возрастной группы. И, соответственно, направления проводимой работы (прежде всего, психолого-педагогические тренинги в рамках работы Клуба родителей) строятся, исходя из проблематики этих возрастных групп: молодые родители склонны недооценивать риски глобальной сети, а родители средней возрастной группы зачастую не знают о них.

Естественно, что проводимая работа с родителями не сводится исключительно к объяснению и наглядной демонстрации угроз виртуального пространства. Мы приглашаем наших родителей использовать положительные возможности интернет-пространства: например, обращаться к сайту гимназии, на котором можно получить практически любую информацию, или к электронной версии школьной газеты, где можно не только прочитать о последних новостях, посмотреть фотографии и познакомиться с творчеством ребят, но и самим принять активное участие в выпусках газеты. Ведение родительской колонки особенно нравится молодым родителям, которые весьма успешно применяют опыт блоггеров в новой для себя роли.

Очная работа с родителями и с обучающимися, проводимая в стенах гимназии, является своего рода ступенькой к переходу на следующий уровень – вхождению в уникальное открытое образовательное пространство Москвы. Открытая система московского образования, ориентированная на активную позицию и обучающихся, и родителей, и педагогов, является самым действенным, на наш взгляд, «противоядием» к отрицательному влиянию избыточной информационной среды, о которой мы говорили вначале.

Действительно, город представляет собой буквально россыпь удивительных возможностей, за всем многообразием которых – четкая система. В течение учебного года ребята, педагоги и родители принимают участие в невероятной по своему культурно-просветительскому значению олимпиаде «Парки, музеи, усадьбы». Несомненная ценность этого проекта заключается в выбранной форме: ребятам действительно интересно узнавать новую для себя информацию не только из книг и уроков, но и решая интересные задачи, участвуя в увлекательных культурологических квестах.

Патриотическое воспитание в Москве тоже стало последовательным, системным и масштабным. Безусловно правильным, на наш взгляд, является то, что общее направление и система патриотического воспитания города не отрицает, а, напротив, приветствует уникальный, уже наработанный опыт московских школ, объединяя их в общегородских акциях и творческих конкурсах. И снова история и память отдельных семей становится частью общей истории, ее достоянием и гордостью. Бесспорным доказательством тому служит невероятная по своему масштабу акция «Бессмертный полк».

Жители крупного мегаполиса, наверное, менее консервативны по своей сути. Тем не менее нам в определенный момент пришлось активизировать свою работу по привлечению обучающихся и родителей к просветительским проектам Департамента образования города Москвы: «Университетские субботы», «Субботы активиста», «Инженерные субботы», «Субботы мужества» и т.д. Эти проекты действительно уникальны: основываясь на свободе выбора, личностных приоритетах обучающихся, они представляют огромный спектр образовательных возможностей для ребят разных возрастов.

Прошло совсем немного времени, и наши ребята стали активными участниками и культурологических олимпиад, и просветительских проектов Департамента, родители с интересом подключаются к on-line трансляциям, а педагоги становятся участниками открытого образовательного пространства. Правильно говорят, что самое неблагодарное дело – ждать и догонять. Особенно бесперспективной эта позиция становится в период стремительных перемен. Поэтому единственно возможным и эффективным для современной школы становится решение и готовность влиться в поток времени, стать его частью и активно меняться вместе с ним.